Новая реальность — новые правила?
За прошлый год положение дел в малом и среднем бизнесе в России значительно улучшилось. Стартовавший в 2019 году национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (МСП) не только объединил разрозненные меры поддержки, но и поставил перед страной масштабные задачи, которых прежде не было: популяризацию предпринимательства, стимулирование ускоренного роста малых и средних компаний, трансформацию делового климата, увеличение доступа к льготным финансовым ресурсам и многое другое.
комплексного подхода не было. И сама приоритетность малого и среднего предпринимательства никогда до этого не была подтверждена бюджетным финансированием, проектным подходом и стратегическими целями, как сейчас. По нашим данным, благодаря популяризации интерес к малому бизнесу и его одобрение в обществе в 2019 году выросли в два раза", — отмечает глава общественного бизнес-объединения "Опора России" Александр Калинин.
В свою очередь, министр финансов РФ Антон Силуанов, подводя итоги первого года реализации нацпроекта, не раз отмечал, что результаты действительно хорошие — планы по трем ключевым показателям нацпроекта на 2019 год были выполнены. За прошлый год доля МСП в ВВП возросла до 22,9%, доля экспортной продукции, производимой малым бизнесом, в общем объеме несырьевого экспорта достигла 9,8% при плане в 8,8%, а численность занятых в сфере МСП составила 19,6 млн.
По мнению Калинина, если бы не пандемия коронавируса, нанесшая России и другим странам серьезный экономический ущерб, то реализация нацпроекта продолжилась бы "в позитивном ключе", а задача довести численность занятых в секторе до 25 млн была бы вполне достижимой. При этом аналогичный показатель заявлен и в антикризисном плане: задача по восстановлению малого и среднего бизнеса будет считаться выполненной только при условии возвращения численности занятых в секторе на докризисный уровень первого квартала 2020 года (на 10 марта, по данным реестра МСП, в нем были заняты 15,3 млн человек), а темпы роста оборота таких компаний должны стать выше темпов роста экономики в целом.
Скорая vs долгосрочная помощь
Однако нацплан подразумевает оказание скорой помощи, чтобы малый и средний бизнес смог максимально быстро оправиться после всех негативных последствий вирусного кризиса, тогда как нацпроект, по мнению экспертов, — это игра вдолгую, несущая масштабные изменения в жизни всей страны на много лет вперед. И эти два проекта должны друг друга усилить.
В антикризисной программе приоритетными видами поддержки бизнеса в период пандемии являются две льготные кредитные программы — под 0 и под 2% годовых. "Нулевой" кредит выдается на выплату зарплат сотрудникам, при этом нулевая ставка сохранится только в первые шесть месяцев, в следующие полгода она повышается до 4%. Кроме того, чтобы банки не опасались выдавать такие займы, 85% рисков по ним покрывает гарантия госкорпорации ВЭБ.РФ.
Кредит под 2% годовых направлен на поддержание занятости. На него, как и на заем под 0%, смогут рассчитывать компании из отраслей, пострадавших от последствий COVID-19. Размер кредита для предприятия рассчитывается исходя из одного МРОТ на каждого сотрудника. Предприятиям, которые сохранят не менее 90% сотрудников, кредит будет списан вместе с процентами — всю сумму выплатит государство. Компаниям, сохранившим не менее 80% работников, разрешат вернуть лишь 50% кредита и процентов.
Причем можно взять сразу два кредита. Как заявлял глава службы ЦБ по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута, "запрета на получение двух кредитов одновременно не существует".
По мнению Александра Калинина, нужно распространить программу кредитов под 2% годовых на разные категории бизнеса. По данным на конец мая, в перечень пострадавших вошли 12 отраслей экономики: авиаперевозки, культура, спорт, туризм, гостиничный бизнес и так далее.
"Сама программа (льготных кредитов под 2%. — Прим. ред.) должна быть в разы расширена. Кризис расширился — сейчас он не только в тех отраслях, которые признаны пострадавшими. Программа кредитования по ставке 2% должна распространиться на гораздо большее количество ОКВЭД", — делает вывод Калинин.
По мнению советника уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антона Свириденко, в результате запуска таких антикризисных программ кредитные продукты нацпроекта в любом случае нужно будет корректировать. До пандемии, к слову, одной из самых востребованных для бизнеса считалась льготная кредитная программа "8,5%", часть этой ставки банкам субсидирует государство.
"Конечно, всю линейку помощи МСП надо теперь обновлять и пересматривать. Так как совершенно другие техники восстановления бизнеса сейчас будут. Возможно, есть смысл делать пакетные решения, где кредит будет даваться под какой-то конкретный типовой проект с бизнес-планом, в разработке которого примет участие нацпроект, и где государство возьмет на себя серьезную гарантию с учетом непредсказуемости рынка. А направления этих проектов увязывать с отраслевыми приоритетами государства", — считает Свириденко.
При этом, как заявлял глава Минэкономразвития Максим Решетников, большинство мероприятий нацпроекта МСП уже было адаптировано к текущим условиям. "Так, в действующей программе субсидирования по кредитам упрощены требования к заемщикам, предоставляются отсрочки по платежам, а также расширены возможности для рефинансирования ранее взятых кредитов и расширен потенциальный круг участников этих программ", — уточнял он.
Антикризисная программа предусматривает и другие меры поддержки: списание налогов (за исключением НДС) для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей за второй квартал, кредитные каникулы, гранты на выплату зарплат и т.д. Кроме того, предполагается запустить систему поддержки для МСП из пострадавших отраслей в связи с расходами предпринимателей на обеспечение соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Также бизнесу планируют дать льготы при использовании системы быстрых платежей ЦБ по операциям на счетах и временное освобождение от правовых последствий банкротства для добросовестных ИП, на которых распространяется мораторий, чтобы в дальнейшем они имели возможность вернуться в бизнес (после признания банкротом ИП не может заниматься предпринимательской деятельностью в течение пяти лет). Помимо этого есть предложение отказаться от индексации страховых взносов на 2021 год, уплачиваемых ИП в фиксированном размере.
Другим важным аспектом и в нацплане, и в нацпроекте является запуск единой цифровой экосистемы для развития предпринимательства. Причем в обоих проектах преследуется одна цель: создание и запуск электронной системы в формате одного окна, где предприниматели могут получать все профильные меры поддержки, уплачивать налоги, своевременно узнавать о закупках по своему направлению, подавать заявки онлайн на кредиты и гранты, получать справочную информацию касательно всех изменений в их секторе и многое другое. Изначально на запуск такой платформы предполагалось потратить порядка 5 млрд рублей, а точку входа организовать на государственном портале "Мой бизнес".
По словам Калинина, чтобы сделать эту систему максимально эффективной и жизнеспособной и в пандемию, и после, необходимо отталкиваться от создания цифрового профиля каждого предпринимателя. И на основе оцифровки предлагать сервисы, которые нужны на разных этапах развития бизнеса, подключив к этому искусственный интеллект.
В конце мая вице-премьер РФ Татьяна Голикова, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, заявила, что некоторые запланированные на 2020-2021 годы мероприятия национальных проектов, на которые не влияет эпидемиологическая ситуация, будут включены в нацплан восстановления экономики.
Несмотря на все меры поддержки предпринимательства, обозначенные в нацплане и нацпроекте, их реализация невозможна без корректировки контрольно-надзорной деятельности. И, по мнению бизнес-сообщества, власти это отлично понимают. Ведь предпринимателю на фоне кризиса нужно не только сохранить мотивацию не закрыть, а уберечь бизнес, но и иметь желание двигаться дальше между Сциллой и Харибдой. И при отсутствии прозрачных правил проверок и работы с проверяющими органами восстановиться бизнесу будет непросто.
В нацплане восстановления экономики правительство предлагает перейти на риск‐ориентированный подход в контрольно‐надзорной и разрешительной деятельности (такой подход предусматривает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше), но с соблюдением требований по здоровью и безопасности граждан. Если год назад те же рестораторы радовались отмене устаревших советских нормативных актов, предлагающих, например, готовить омлет, строго "выливая компоненты на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2-3 см", то сегодняшняя инициатива властей по поэтапному переходу на безбумажное взаимодействие проверяемых и проверяющих должна вдохновить бизнес еще сильнее.
Причем правительство предлагает не только актуализировать все обязательные требования для бизнеса, но и сформировать единые долгосрочные принципы их оценки. Пока непонятно, как это будет реализовано на практике, но новый подход властей заключается еще и в создании системы профилактики нарушений обязательных требований, а также досудебного обжалования решений по проверкам. А до конца 2021 года будет продлен мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса.
По мнению главы Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина, изначально основной целью запуска реформы контрольно-надзорной деятельности (так называемой регуляторной гильотины) было отсечь все лишнее, что мешало бизнесу работать. С ее запуском было создано более 40 рабочих групп по различным направлениям деятельности, начиная от ресторанного бизнеса и заканчивая строительством. Но сегодня главная задача на фоне пандемии — используя наработанный опыт, обновить отношения бизнеса и проверяющих.
По мнению Антона Свириденко, еще одним маркером успеха в продолжении реализации контрольно-надзорной деятельности будет работа системы без остановки. "Гильотину" нельзя останавливать. Риск-ориентированный подход уже внедрен во многих сферах. Мы считаем, надо переходить на систему гайдлайнов (набор четких правил, рекомендаций и, главное, готовых решений. — Прим. ред.) вместо разрозненных требований", — уверен он.
Но при этом любые решения в сфере контрольно-надзорной деятельности не должны негативно отражаться на людях. Об этом еще в самый разгар работы по "гильотине" не раз говорил президент России Владимир Путин. Он призывал максимально осторожно относиться к ее реализации, ведь "взять и рубануть сразу опасно, но оставлять так, как есть, невозможно".
Именно в этом и заключается риск-ориентированный подход, заявленный в нацплане: максимальный контроль в зонах повышенного риска и снижение количества госпроверок в зонах, где риск нарушений меньше. С одной стороны, это позволяет эффективно экономить административные ресурсы, а с другой — вовремя принимать меры там, где это необходимо.